Творческая биография художника Михаила Никонова

Михаил Никонов родился 29 мая 1928 г.

Художник Михаил НиконовЕго детство пришлось на предвоенные и военные годы. Отца, генерала Ф.П. Никонова репрессировали и отправили в ссылку, лишив семью всех благ и привилегий. Мать, дворянка по происхождению, получившая классическое образование в Институте благородных девиц, была вынуждена одна растить двух малолетних детей. Во время войны Михаил вместе с матерью и братом оказался в эвакуации в глухом зауральском посёлке. Их семья эвакуировалась вслед за Московской средней специальной художественной школой им. В.Сурикова, где тогда учился будущий художник. Суровая действительность, трудная полуголодная жизнь не могли не наложить отпечаток на дальнейшее творчество Михаила Никонова.

Не случайно впоследствии молодой художник станет одним из основоположников «сурового стиля» в живописном искусстве. Уже в школьные годы было совершенно очевидно, что мальчик наделён настоящим талантом рисовальщика. Его детские рисунки поражали отточенностью всех деталей, тончайшими штрихами, законченностью исполнения. Эти качества Михаил сохранит в своём творчестве на всю жизнь.

В 1943 году, получив ранение на фронте, был комиссован его отец, который приехал к своей семье в эвакуацию. Это событие стало поворотным в судьбе Михаила. Воспитательные меры отца были жёсткими и по-военному строгими. Это также не могло не отразиться на формировании характера и мировоззрения талантливого юноши. После возвращения в Москву Михаил Никонов продолжил своё обучение в Московском художественном институте им. В. Сурикова, в мастерской академика И.Грабаря, который с блеском окончил в 1953 году.

Уже в 1955 году М.Никонов начал выставляться, а в год седьмого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, впервые проходившего в Москве (1957 г.), вступил в Союз художников. В этот период времени художник решает отойти от академической школы, начинает искать свой путь в искусстве. Михаил остро переживает начавшиеся в стране перемены, понимая, что академическое искусство – это пережиток прошлого, он вместе с группой молодых художников, своих ровесников, образует «группу девяти», которая, опираясь на традиции «Бубнового валета», ищет новые выразительные средства и символику.

В «группу девяти» входили такие известные художники-«шестидесятники», как Н.Андронов, Б.Биргер, Л.Берлин, В.Вейсберг, Н.Егоршина, М.Иванов, К.Мордовин, М.Никонов, М.Фаворская. Практически все они впоследствии стали знамениты.

Молодые художники сразу же громко заявили о себе. В своём творчестве они взяли за образец традиции Кончаловского, Ларионова, Фалька, Гончаровой. Для М.Никонова ближе всего стало творчество Филонова. Яркая, смелая живопись, полностью отошедшая от классических канонов и шаблонов «соцреализма», вызвала огромный общественный резонанс. Это было абсолютно новое слово в искусстве.

После двух групповых выставок «девятки», обративших на себя внимание художественной общественности Москвы (1960 г.) и Ленинграда (1961 г.), молодой художник одним из первых принял решение выйти из состава группы, мотивируя своё решение расхождением во взглядах с некоторыми из участников этих бурных выставок.

Но резонанс от выступлений «девятки» был большой. И не только в нашей стране. Это был первый сильный и ощутимый удар по застывшей догматической системе соцреализма. Обретя полную творческую самостоятельность, Михаил начинает истово работать, искать свой, абсолютно неповторимый стиль, новые краски и образы.

В мастерской

В 60-е годы содержательное и формальное единство его произведений становится органичным и убедительным. Он начинает работать в экспрессивной, жёсткой манере, следуя своему аскетичному продуманному методу. Особенности творческого почерка Михаила Никонова, спустя годы, верно определил критик Александр Каменский, который назвал художника «яростным негативистом».

Несмотря на резкое неприятие законов «соцреализма», М.Никонов много писал великолепных многоплановых работ для Московского художественного комбината. Его картины на тему «ленинианы», на революционную тему поражают великолепным композиционным исполнением, тончайшей прорисовкой всех деталей, портретным сходством. Особенно хорошо Михаилу удавался образ В.И. Ленина. Многие его современники, работавшие в стиле «соцреализма», были вознаграждены за свой труд орденами и званиями. Но Михаил не гнался за славой, материальное его не интересовало. Главным для него было творчество, возможность писать не на «заказ» для комбината, а для себя. Иметь возможность выразить на холсте всё, что волновало, будоражило ум и сердце.

Его образы захватывают природной естественностью, традиции авангарда сплетаются с собственными находками. Живопись М.Никонова состоит из простых и сложных символов и метафор, обращает на себя внимание безудержный напор цветовой гармонии. «Клокочущее море звуков» - так назвал один из русских критиков работы М.Никонова.

Сюжетно-тематические картины занимают особое место в творчестве художника. В них находит выражение его гражданская позиция, в картинах звучат социальные мотивы. И в 70-е, и в 80-е, и в последующие годы М. Никонов всегда оставался стойким «шестидесятником», склонным к открытой полемической декларативности. После 1992 года, когда СССР распался, Михаил не смог пройти мимо острых, жёстких социальных проблем, которые буквально захлестнули страну. На его полотнах появились образы обездоленных людей, нищих странников. На многих картинах можно увидеть притоны, где играют в карты, пьют и веселятся «нувориши», всё продается и покупается. Вместе с тем, у художника часто встречаются изображения соборов, крестов, свечей. Несмотря на то, что Михаил был не слишком религиозным человеком, он интуитивно обращается в своих картинах к богу.

Художник подчёркнуто социален даже в натюрмортах и многопредметных композициях. Как правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в которых «суровость» проявляется не только в выборе персонажей, но и в самых тёмных глухих красках и резкости их нанесения на холст. Подобная черта свойственна многим художникам, начинавшим свой путь во второй половине 50-х годов. Через всё творчество М.Никонова проходит тема странника. Начиная с 1964 года, художник настойчиво возвращается к этому образу. Странник - это во многом автопортрет самого художника, который умом и художественной интуицией проницает то, что открывается ему одному. Он верен самому искусству и выражает на холсте парадоксы жизни.

С братом Павлом

Большие холсты Никонова позволяют проследить и иные связи, выходящие за пределы отечественного искусства. Вспоминаются, в частности, фрески Д. Риверы и А.Сикейроса, в которых клубится мощная монументальная энергия.

В последнее десятилетие жизни и творчества М.Никонов немного отходит от жесткого восприятия мира и создаёт целую серию чудесных и светлых женских портретов. На многих из этих полотен угадывается сходство с любимой, рано ушедшей женой, образ которой художник воссоздавал на протяжении всей жизни. Конец творческого пути М.Никонова ознаменован просветлением и духовным обновлением мастера, живопись которого потрясла и ниспровергла многие штампы в искусстве.

Художник - Михаил Никонов © 2013-2016 | Все права защищены.